КОГДА ОСТАНЕШЬСЯ ЛИШЬ ТЫ...
КОУЧИНГ, КОНСАЛТИНГ ПО ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОТЕХНИКЕ
LIFESTYLE COACH
 
Содержание
Форма входа

Поиск
Статистика

Проверка тИЦ и PR

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мне нравится
Нравится
 
 
 
Блоги


[17.09.2020]
Changes in Therapeutic Alliance and in Social Inhibition as Mediators of the Effect of CBASP (3 комм.)
[17.09.2020]
The effect of practice test modality on perceived mental effort and delayed final test performance (4 комм.)
[10.09.2020]
Interdependence of Approach and Avoidance Goals in Romantic Couples Over Days and Months (3 комм.)
[10.09.2020]
The opposite of a transformation process. An exploration based on diagrams (3 комм.)
[03.09.2020]
Lights, camera, action: the role of editing and framing on the processing of filmed events (4 комм.)
[03.09.2020]
Machine learning uncovers the most robust self-report predictors of relationship quality across 43 longitudinal couples studies (2 комм.)
[28.08.2020]
Influence of individual differences in working memory on the continued influence effect of misinformation (5 комм.)
[27.08.2020]
Beyond the Emoticon: Are There Unintentional Cues of Emotion in Email? (2 комм.)
[20.08.2020]
Effects of walking on self-assessed health status: Links between walking, trip purposes and health (3 комм.)
[20.08.2020]
Attentional bias for negative expressions depends on previous target location: replicable effect but unreliable measures (2 комм.)
[13.08.2020]
Authenticity Is Correlated With Mindfulness and Emotional Intelligence (2 комм.)
[07.08.2020]
Children's kinematic false memories (4 комм.)
[06.08.2020]
Beyond Self-Control: Mechanisms of Hedonic Goal Pursuit and Its Relevance for Well-Being (3 комм.)
[30.07.2020]
Idiosyncratic perception: a link between acuity, perceived position and apparent size (3 комм.)
[30.07.2020]
Personal and Organizational Higher Purpose: Survey Results (2 комм.)
[23.07.2020]
Neither an Optimist nor a Pessimist Be: Mistaken Expectations Lower Well-Being (2 комм.)
[16.07.2020]
Culture Is Associated With the Experience of Long-Term Self-Concept Changes (5 комм.)
[16.07.2020]
Working memory capacity predicts individual differences in social-distancing compliance during the COVID-19 pandemic in the United States (2 комм.)
[09.07.2020]
Intentional memory and online data collection: A test of the effects of animacy and threat on episodic memory (2 комм.)
[09.07.2020]
Why does perfectionism confer risk for depressive symptoms? A meta-analytic test of the mediating role of stress and social disconnection (2 комм.)
Блоги по категориям
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Главная » 2011 » Июнь » 27 » "Трикстер"
09:36
"Трикстер"

Слово «трикстер» («trickster») происходит от английского «trick» – трюк, хитрость, обман, шутка, шалость, глупый поступок, фокус, умение, сноровка, розыгрыш. Соответственно этому полисемантическому простору его называют «хитрец», «шутник», «плут» и т.д. и т.п.  При более внимательном взгляде на эти, вроде бы, синонимичные определения, обладающие, тем не менее, разными смыслами, неопределимость Трикстера, заложенная уже в самом его имени, становится очевидной. Более того, эта неопределенность становится стратегией Трикстера.

 

Трикстер — это пример юнговского архетипа тени.

 

Архетип тени - это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков и в этом качестве играет большую роль в формировании депрессии и неврозов. Юнг, как психотерапевт, писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы. Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна. 

 

Из книги К.Г. Юнга «Шесть архетипов»:

«В плутовских историях, на карнавалах и пирушках, в магических ритуалах исцеления, в религиозных страхах и восторгах человека призрак трикстера является в мифологиях всех времен, причем иногда в не оставляющей никакого сомнения форме, а иногда в странно измененном обличье. Совершенно ясно, что он является «психологемой», чрезвычайно древней архетипической психологической структурой. В своих наиболее отчетливых проявлениях он предстает как верное отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, соответствующего душе, которая едва поднялась над уровнем животного.

Для индейцев миф ни в коем случае не является пережитком, - слишком живой интерес он вызывает, - но выступает как объект целостного удовлетворения. Для них он все еще «действует», если только они уже не отведали отравленный напиток цивилизации.

Если бы миф был всего лишь историческим пережитком, следовало бы спросить: почему он давным-давно не исчез в огромной куче мусора прошлого и почему его влияние по-прежнему чувствуется на высших ступенях цивилизации, даже там, где из-за своей глупости и гротескной непристойности трикстер больше не играет роль «творца наслаждения». Во многих культурах его образ выглядит как старое русло реки, где все еще течет вода. Лучше всего это обнаруживает тот факт, что основная тема трикстера возникает не только в мифической форме, но проявляется так же наивно и достоверно у ничего не подозревающего современного человека, - всегда когда он чувствует себя во власти досадных «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям. Тогда он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Здесь трикстер представлен противотенденциями бессознательного, а в некоторых случаях - своего рода второй личностью более низкого и неразвитого характера, наподобие тех личностей, которые вещают на спиритических сеансах и вызывают все те феномены непередаваемо ребяческих шалостей, столь типичные для полтергейста.

На цивилизованном уровне об этом говорят, как о личной «оплошности», «промахе», «ложном шаге» и т.д., которые потом берутся на заметку как недостатки сознательной личности. Мы больше не осознаем того факта, что в карнавальных обычаях и им подобных присутствуют пережитки коллективного образа тени, доказывающие, что личностная тень частью происходит от нуминозного коллективного образа. Под воздействием цивилизации этот коллективный образ постепенно разрушается, оставляя трудно распознаваемые следы в фольклоре. Но его главная часть внедряется в личность и становится предметом личной ответственности.

Трикстер - предтеча спасителя, и подобно последнему, является Богом, человеком и животным в одном лице. Он - и нечеловек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого - его бессознательное. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две его руки бьются одна с другой. Он отделяет от себя свой задний проход и поручает ему специальное задание. Даже его пол, несмотря на фаллические признаки, не определен: он может стать женщиной и выносить ребенка. Из своего пениса он создает всякого рода полезные растения, что указывает на его исконную сущность творца, так как мир создан из тела Бога.

С другой стороны, он во многих отношениях глупее животных и раз за разом попадает в дурацкие переделки. Хотя на самом деле он не злой, он совершает ужасающе жестокие поступки просто из-за бессознательности и покинутости. Его заточение в животном бессознательном подтверждается случаем, когда его голова застряла внутри черепа лося, а следующий эпизод показывает, как он вышел из этого положения - засунув голову сокола себе в прямую кишку. Правда, почти сразу же после этого он возвращается в прежнее состояние, упав под лед; его раз за разом обманывают животные, но в конце ему удается провести коварного койота, и это возвращает ему его свойство спасителя.

Трикстер представляет собой первобытное «космическое» существо, обладающее естественно-животной природой: с одной стороны, превосходящее человека своими сверхчеловеческими качествами, а с другой - уступающее ему из-за своей неразумности и бессознательности. Он также не ровня животным ввиду своей чрезвычайной неуклюжести и отсутствия инстинктов. Эти недостатки свидетельствуют о его человеческой природе, которая не так хорошо приспособлена к окружающей среде, как животные, но взамен этого обладает перспективой значительно более высокого развития сознания благодаря огромной тяге к знаниям, что должным образом подчеркивается в мифе.

Читатель может вообразить, что когда темные стороны исчезают, то они перестают существовать. Но, как подсказывает опыт, это совсем не так. В действительности же сознательный разум преодолевает зачарованность злом и не испытывает к нему влечения. Тьма и зло не превратились в дым, просто, утратив энергию, они ушли в бессознательное, где они остаются до тех пор, пока с сознанием все в порядке. Но как только сознание оказывается в критической или сомнительной ситуации. вскоре выясняется, что тень не превратилась в ничто, но только лишь ожидает благоприятной возможности вновь появиться в виде проекции на ближнего. Если этот обман удается, между людьми мгновенно создается тот мир первоначальной тьмы, где может произойти все, что характерно для трикстера - даже на высшем уровне цивилизации. Лучшие примеры таких «шалостей», как народная речь верно и доходчиво окрестила такое состояние дел, при котором все идет наперекосяк и не видно ни проблеска смысла (разве что по ошибке в последний момент), можно обнаружить, естественно, в политике.

Так называемый цивилизованный человек забыл о трикстере. Он помнит его лишь образно и метафорически, когда, раздраженный своим собственным неумением, он говорит о судьбе, сыгравшей с ним шутку, или о заколдованности вещей. Он вовсе не подозревает, что его собственная скрытая и на первый взгляд безвредная тень обладает свойствами, опасность которых превосходит его самые необузданные мечты. Как только люди собираются большими группами, что ведет к подавлению индивидуальности, тень приходит в движение и, как показывает история, может даже персонифицироваться и найти свое воплощение.»

 

Архетип трикстера в литературе XX-XXI вв. наиболее ярко проявился в прозе (Дж. Джойс "Улисс", Дж. Апдайк "Кролик. Беги", С. Кинг "Оно", М. Булгаков "Мастер и Маргарита", Дж. Толкиен "Властелин колец", Дж. Фаулз "Волхв", В. Пелевин "Священная книга оборотня" и др.)


Источники материала:

1. К.Г. Юнг «Шесть архетипов»

2. Р. Кулешов «Литература и МИФ» (http://dobryni.com.ua/publ/literatura_r_kuleshov_i_mif/1-1-0-26)

3. Архетипы (http://www.jung.psy4.ru/arc.htm)

Категория: Марафон недели | Просмотров: 1076 | Добавил: Семён_Семёнович | Теги: «trickster», мифология, трикстер | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 13

0  
* 1 Nuta   (27.06.2011 12:57) [Материал]
вспомнилась цитата из песни :
"Что я могу изменить,
направляемый собственной тенью?
Давным-давно предупрежденный о том,
что начат обратный отсчет..."
Не так давно я читала Дины Рубиной книгу "Петрушка" - там "трикстер" упоминается в открытую, думаю автор сознательно пользовался "наработанным". Тот же самый Петрушка - обязательный персонаж любой кукольной постановки, в разных странах имел свое имя - но суть не меняется, видимо не случайно так притягателен образ злого шута - марионетки Тени.

Из жизни, раз уж мы обсуждаем свой опыт: проявления трикстера - когда сам себе как будто путаешь карты. В планах одно, а обнаруживаешь себя совсем не там, в очередном загуле, например. Только злорадного "ха-ха" не хватает из-за левого плеча. Как будто кто-то посмеивается над твоим желанием упорядочить, распланировать, и шепчет так на ухо - да ладно, один раз живем, один раз можно. Но это было бы слишком удобно - списать на эту часть, потому и не хочется "злоупотреблять" снятием с себя ответственности и перевешиванием ее на этого неизвестного темного персонажа, хотя он представляется очень удобным оправданием smile

0  
Он (трикстер) - не оправдание, он часть вашей личности. Игнорировать его бессмыссленно и небезопасно. "Любой, имеющий в доме ружьё..." обречён иметь в доме ружьё.

0  
Иногда, проснувшись утром, я пугаюсь, что ночью моя тёмная сторона натворила чего-нибудь. Может, дом подожгла. Или незваных гостей пустила. Я ей не доверяю. Наверное, это идёт из детства и отрочества, когда я активно лунатила по ночам, а родственники рассказывали, что я выдала на этот раз. И недоверие идёт оттуда.

Наверное, так называемые "автоматизмы" можно приписать трикстеру. Например, бывают моменты, когда мозг будто отключается, а я обнаруживаю, что что-то сделала совершенно бессознательно: включила телевизор, куда-то пошла. Потом спохватываюсь и думаю: зачем я это делаю, мне это нужно? И не могу себе ответить.

Ещё замечала бессознательную тягу в себе к чему-то. Например, я сознательно знаю, что нужно делать так-то. А рука сама тянется к другому. Картинки посмотреть в интернете, например.

В периоды болезни, ПМС или после недосыпа восприятие мира очень сильно меняется. Иногда кажется, что мир "перевернулся" (образно, конечно). В том смысле, что всё, что я знаю о мире - это кажется неправдой. Вдруг становится очень страшно, как будто нет на свете ни одного существа, способного меня спасти, а я - бреду в темноте совсем одна. Воздух кажется очень плотным, почти непрозрачным, а я себе - тоже каким-то неотчётливым сгустком газообразного вещества (вроде облачка). И когда этот период проходит, я чувствую себя так, будто счастливо спаслась от жуткого несчастья, ощущаю себя как заново рождённой.

Возможно, и в этом состоянии, я совершаю некоторые поступки, которые будто кто-то подталкивает совершить. Шепчет на ушко медовым голосом: ну даваааай!

Наверное, он же предлагает сходить в сеть и поискать фотографии людей из прежней жизни, хотя с ними уже нет никаких связей, а он туда затягивает, как в болото, откуда выбраться трудно.

Когда я не думаю о последствиях, наверное, в первую очередь как раз и действует трикстер. Сначала делаю, потом ужасаюсь: ведь это мне вредит! А уже сделано, поздно...

0  
* 3 Nuta   (01.07.2011 00:37) [Материал]
Еще могу отнести сюда страсть к кривлянию. Просто на группе я так себя не веду - но близкие люди знают эту особенность. Меня прямо иногда хлебом не корми. Но думаю это со школы такая линия поведения идет - мне больше нечем было привлечь внимание или заинтересовать - кроме как пошутить, покривляться. Тогда я это реализовывала играя в школьных спектаклях и все время практически проводила после уроков за "любимым делом". Причем мне нравились роли, где надо себя "испортить" как-то, чтобы выглядело смешно, вроде накладной задницы и груди необъятных размеров - и произносить монолог Татьяны blahblah , которая уже вышла замуж и ее беднягу разнесло так.
Но не уверена что желание смешить относится к теме, может это что-то другое. tomato

0  
"Еще могу отнести сюда страсть к кривлянию. Просто на группе я так себя не веду - но близкие люди знают эту особенность"

- о! Раз уж Вы признались, давайте покривляемся на группе? Спасти от кривляния в жизни это не может, но помочь -вполне!

0  
Вовсе нет. Можно ведь обе версии выложить. Кто первый напишет, - выложит. А второй добавит.

0  
* 12 Nuta   (04.07.2011 16:52) [Материал]
я запуталась - версии чего выкладывать будем? smile

0  
Не знаю, имеет ли это отношение к теме... Но замечала за собой акты незапланированной спонтанности. Например, в пятницу что-то пообещала сделать к среде, а сделала сразу, через полчаса. Похожим образом, незапланированно, могу что-то купить. Или зайти в какое-то место. При этом у меня ощущение, будто кто-то дёргает меня на это действие. Чаще всего - это подсмотренный случайно эпизод в жизни, который вызывает тревожность, и я мчусь куда-то (в магазин, на кухню или на место, связанное с прошлым), чтобы её залить (или ещё что-то сделать - что? - не знаю). Меня будто кто-то заставляет это делать, собой управлять в такие моменты довольно сложно. Сложно не бежать. И сложно понять, зачем мне это. И я тупо подчиняюсь внутреннему зову.

0  
Вы правы, импульсивность может вести нас и по пути трикстера. Но не только.
Важно не валить всё в одну кучу: велика получится.

Предлагаю тему нового марафона: "спонтанность и импульсивность" поведения. Кто напишет?


Всего комментариев: 13

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Виталий Леонидович Татко 2006-2020 | сайт "Элизиум теней"
Электронный ящик сайта: elisium-tenej@narod.ru