КОГДА ОСТАНЕШЬСЯ ЛИШЬ ТЫ...
КОУЧИНГ, КОНСАЛТИНГ ПО ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОТЕХНИКЕ
LIFESTYLE COACH
 
Содержание
Форма входа

Поиск
Статистика

Проверка тИЦ и PR

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мне нравится
Нравится
 
 
 
Блоги


[17.09.2020]
Changes in Therapeutic Alliance and in Social Inhibition as Mediators of the Effect of CBASP (3 комм.)
[17.09.2020]
The effect of practice test modality on perceived mental effort and delayed final test performance (4 комм.)
[10.09.2020]
Interdependence of Approach and Avoidance Goals in Romantic Couples Over Days and Months (3 комм.)
[10.09.2020]
The opposite of a transformation process. An exploration based on diagrams (3 комм.)
[03.09.2020]
Lights, camera, action: the role of editing and framing on the processing of filmed events (4 комм.)
[03.09.2020]
Machine learning uncovers the most robust self-report predictors of relationship quality across 43 longitudinal couples studies (2 комм.)
[28.08.2020]
Influence of individual differences in working memory on the continued influence effect of misinformation (5 комм.)
[27.08.2020]
Beyond the Emoticon: Are There Unintentional Cues of Emotion in Email? (2 комм.)
[20.08.2020]
Effects of walking on self-assessed health status: Links between walking, trip purposes and health (3 комм.)
[20.08.2020]
Attentional bias for negative expressions depends on previous target location: replicable effect but unreliable measures (2 комм.)
[13.08.2020]
Authenticity Is Correlated With Mindfulness and Emotional Intelligence (2 комм.)
[07.08.2020]
Children's kinematic false memories (4 комм.)
[06.08.2020]
Beyond Self-Control: Mechanisms of Hedonic Goal Pursuit and Its Relevance for Well-Being (3 комм.)
[30.07.2020]
Idiosyncratic perception: a link between acuity, perceived position and apparent size (3 комм.)
[30.07.2020]
Personal and Organizational Higher Purpose: Survey Results (2 комм.)
[23.07.2020]
Neither an Optimist nor a Pessimist Be: Mistaken Expectations Lower Well-Being (2 комм.)
[16.07.2020]
Culture Is Associated With the Experience of Long-Term Self-Concept Changes (5 комм.)
[16.07.2020]
Working memory capacity predicts individual differences in social-distancing compliance during the COVID-19 pandemic in the United States (2 комм.)
[09.07.2020]
Intentional memory and online data collection: A test of the effects of animacy and threat on episodic memory (2 комм.)
[09.07.2020]
Why does perfectionism confer risk for depressive symptoms? A meta-analytic test of the mediating role of stress and social disconnection (2 комм.)
Блоги по категориям
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Главная » 2011 » Июль » 4 » Спонтанность и импульсивность (поведения)
12:04
Спонтанность и импульсивность (поведения)

Импульсивность (лат. impulses — толчок, побуждение) — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все "за" и "против", он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. От И. следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений.

В первые годы жизни ребенка его И. естественна и практически не поддается коррекции. И. проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности. У старших школьников и взрослых людей И. наблюдается при большом утомлении, аффекте или некоторых заболеваниях, может проявляться как возрастная особенность, связанная с повышением эмоциональной возбудимости.

И. способствует спонтанному возникновению конфликтов с окружающими в ситуациях, объективно не конфликтогенных.

Для диагностики И. используют специальные тесты и опросники, напр. тест Дж. Кагана и опросник И. Айзенка.

Из толкового словаря психиатрических терминов: И. - болезненная форма поведения, при которой действия больного совершаются в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями, протекают насильственно, автоматизированно, не контролируются сознанием.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Спонтанность (лат. spontaneus  добровольный, самопроизвольный) —  это самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений.

В философии спонтанность связывалась с самодвижением природы (Спиноза), познания (Лейбниц, Гегель).

Когда  сегодня я, собираясь что-либо предпринять, произношу: "Как Бог на душу положит", - подразумеваю именно спонтанное, заранее не спланированное и ни от кого, кроме меня, не зависящее действие. Основным, если не единственным, действующим лицом в спектакле спонтанности становится Я. Я сделаю то, что Я захочу, так как Я захочу, тогда, когда Я захочу. Лучший сочинитель хайку Мацуо Басё говорил участникам поэтических турниров, что каждое новое стихотворение должно разрешать тему иначе, решение должно быть свежим и обязательно спонтанным, резким ("Как разрезают дыню!"). Этот совет связан не столько со стратегией состязания, сколько с дзэн-буддийским представлением о мгновенном просветлении (сатори), которое сродни неожиданному удару, с пониманием того, что каждый момент бытия так быстротечен, что исчезает, почти не обретя облика, и задача поэта - снять мгновенный слепок с него, задержать мгновение, назвав его.

Существует любопытный трактат: "Письма мастера дзэн мастеру фехтования", написанный в XVII в. Такуаном Сохо, дзэнским монахом, каллиграфом, художником, поэтом, садовником, мастером чайной церемонии и изобретателем рецепта квашения редиски, который носит его имя и популярен в Японии вплоть до настоящего времени. В мировоззрении Такуана искусство владения мечом и дзэн впервые сходятся воедино:  "Путь меча и путь дзэн - одно". В буддизме, - пишет Такуан, - фиксация ума на чем-либо, привязанность внимания к чему-либо, в том числе и в первую очередь - к себе и своим действиям, - называется остановкой ума и является заблуждением. "Выражаясь в терминах боевого искусства, рассмотрим такую ситуацию. Вы внезапно замечаете меч, занесенный над вами. Если вы задумаетесь о том, что произойдет, когда этот меч вонзится в вас, ваш ум остановится на приближающемся мече, ваши движения будут скованы, и противник одолеет вас. Вот что такое остановка ума". Несколько упрощая проблему, можно сказать, что Такуан призывает воина избавиться от привычки искать выход из затруднения на мыслительном уровне и научиться в критический момент проявлять спонтанность. "Непоколебимой мудростью" называет Такуан спокойствие воина, достигшего совершенства в своем искусстве. Отметим, что речь идет не о бесчувственности, а об освобожденности, пространственности восприятия, о невербальном присутствии в сознании всего происходящего одновременно без фиксации внимания на отдельных его деталях и сопутствующих им мыслях.


Источники:

- http://wiki.myword.ru/index.php/Импульсивность

- http://ru.wikipedia.org

- http://ec-dejavu.ru/s/Spontannost.html

Категория: Марафон недели | Просмотров: 2488 | Добавил: Семён_Семёнович | Теги: импульсивность, спонтанность, поведение | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 17

0  
Можно ли таким образом реэюмировать Ваш реферат, что гармоничный человек редко бывает импульсивным и часто спонтанным?

0  
Без сомнения. Но т.к. люди живые, они не могут совсем избавиться от импульсивности.
С другой стороны, я думаю, спонтанность - больше категория осознанного мышления, а импульсивность - неосознанного.

0  
- уместна ли категория "больше-меньше", когда речь идёт о качественных различиях между сознательным и бес-? Да и пример с "непоколебимой мудростью" Такуана...Разве речь идёт об "осознанном мышлении"?

0  
* 6 AMATEUR   (05.07.2011 16:22) [Материал]
Прошу прощения если вопрос был задан исключительно пользователю Liska.

Но мне кажется, что ответ уже содержится в самом вопросе.

Быть немного осознанным - это как быть чуточку беременной.
А та спонтанность, которую имеет ввиду Такуан, подразумевает несколько иные механизмы, нежели осознание. Можно сказать, что это внесознательные механизмы (не бессознательные), но в данном случае (сравнения импульсивности и спонтанности) они полагаются как минимум на закрепленный навык.

0  
Я полагала, что внесознательные механизмы, о которых пишет AMATEUR, имеют отношение к осознанности. А потому осознанное мышление. Значит, я была не права.

0  
* 4 AMATEUR   (05.07.2011 16:05) [Материал]
что каждый момент бытия так быстротечен, что исчезает, почти не обретя облика, и задача поэта - снять мгновенный слепок с него, задержать мгновение, назвав его

- эта фраза - жемчужина (да простят меня за пафос). Она напомнила мне о ценности текста и роли его творца. В некоем фильме (фантастического свойства) был представлен эпизод, в котором сообщество монахов писало историю человечества. Они верили, что пока они описывают ее, она существует.
Но фиксируем ли мы тот самый ускользающий миг, например, во время фотосъемки? Или это иллюзия?

0  
ну так и Бог с ним. Идея то - старая. Философ, видящий во сне бабочку. Которой снится, что она философ. Которому снится бабочка.

В контексте наших занятий важно понять, почему кто-то другой пишет ТВОЮ историю?

0  
* 9 yaniku   (05.07.2011 22:34) [Материал]
Но фиксируем ли мы тот самый ускользающий миг, например, во время фотосъемки? Или это иллюзия?

Мне кажется, да, фиксируем. Именно поэтому фотографию я представляю бОльшим искусством, искусством иного рода чем кино или инсталляции или театр. Именно это качество фотографии кажется мне настолько таинственным и неразрешимым, не облекаемым в слова, что порой перехватывает дыхание.

0  
"Но фиксируем ли мы тот самый ускользающий миг, например, во время фотосъемки? Или это иллюзия?"

- вопрос о межличностных (межкультуральных) кодах...

Мне кажется, что фототекст может быть сравним с языковым лишь в руках мастера. Любительское фото остаётся понятным только участникам событий. Ведь оно "фиксирует" мгновение лишь опосредованно, через воспоминания участников события.

Критерий оценки один - доступность смыслов.

0  
* 12 Nuta   (07.07.2011 13:05) [Материал]
Для меня пока трудно различимо, где заканчивается одно (импульсивность) и начинается другое. Вот, например, отключение контроля над ситуацией, когда не успеваешь задать вопрос "зачем ?" - это что? Любые ли неосознанные действия можно записать в "импульсивность" (то есть нечто совершаемое без предварительного обдумывания)?
Понятие спонтанности вошло в мою жизнь лишь на группе, до этого я даже не знала что это, потому она у меня ассоциируется исключительно с этим упражнением. Мне показалось что важная черта С. - включение иного типа мышления без предварительного проговаривания-планирования действий, то есть ОНО происходит, но как-то иначе.
Еще можно что-то родственное в танце увидеть - ты должен быть готов к спонтанности партнера, постоянно настроен на нее. Самое высокое искусство не просто заданно двигаться, а улавливать происходящее и встраиваться в него свободно, не задумываясь.

0  
Вы задали очень важный вопрос - о грани между спонтанностью и импульсивностью. Думаю, каждый должен строить эту грань (границу, барьер) для себя.ВСЮ ЖИЗНЬ.
Один из критериев - направленность действия. Лиска правильно подметила связь импульсивности и деструктивных тенденций. В этой системе отсчёта - спонтанность сродни творчеству, ближе к гармонии. Не с юридической, с субъективной точки зрения.

0  
* 15 Nuta   (11.07.2011 12:36) [Материал]
Значит в каких-то случаях отличить одного от другого можно только по последствиям-результатам, а не в процессе?

0  
* 17 Nuta   (11.07.2011 18:05) [Материал]
ну чтобы переживать по этому поводу, либо радоваться)

0  
Наверное, в моей жизни спонтанность связана с увлечённостью, запойностью в чём-то. А импульсивность - с дисфункциональными мыслями, старыми травмами, ну и с физиологией, в меньшей степени. Почему-то мне кажется: в детстве (до школы) я была более спонтанной и менее импульсивной, т.к. не давлели ещё различные правила. Хотя теперь это могу интерпретировать иначе.
Сейчас спонтанность, о которой говорим на группе, представляется чем-то вроде кота в мешке. И когда мы её проигрываем на группе, возникает ощущение, что я очень плохо её играю, что, может, это вовсе не спонтанность. И возникает ощущение непонимания на пустом месте: я вдруг начинаю задумываться, что спонтанность - это что-то непонятное, а потому её невозможно "исполнить" по заказу.
Мне известна спонтанность, описанная Такуаном. Насколько помню, она проявляется легко в периоды гармонии. Но стоит начать думать о её устройстве, волшебство пропадает. Наверное, спонтанность Такуана - это прежде всего состояние, а не процесс или действие. Впрочем, как и импульсивность.


Всего комментариев: 17

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Виталий Леонидович Татко 2006-2020 | сайт "Элизиум теней"
Электронный ящик сайта: elisium-tenej@narod.ru