КОГДА ОСТАНЕШЬСЯ ЛИШЬ ТЫ...
КОУЧИНГ, КОНСАЛТИНГ ПО ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОТЕХНИКЕ
LIFESTYLE COACH
 
Содержание
Форма входа

Поиск
Статистика

Проверка тИЦ и PR

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мне нравится
Нравится
 
 
 
Блоги


[17.09.2020]
Changes in Therapeutic Alliance and in Social Inhibition as Mediators of the Effect of CBASP (3 комм.)
[17.09.2020]
The effect of practice test modality on perceived mental effort and delayed final test performance (4 комм.)
[10.09.2020]
Interdependence of Approach and Avoidance Goals in Romantic Couples Over Days and Months (3 комм.)
[10.09.2020]
The opposite of a transformation process. An exploration based on diagrams (3 комм.)
[03.09.2020]
Lights, camera, action: the role of editing and framing on the processing of filmed events (4 комм.)
[03.09.2020]
Machine learning uncovers the most robust self-report predictors of relationship quality across 43 longitudinal couples studies (2 комм.)
[28.08.2020]
Influence of individual differences in working memory on the continued influence effect of misinformation (5 комм.)
[27.08.2020]
Beyond the Emoticon: Are There Unintentional Cues of Emotion in Email? (2 комм.)
[20.08.2020]
Effects of walking on self-assessed health status: Links between walking, trip purposes and health (3 комм.)
[20.08.2020]
Attentional bias for negative expressions depends on previous target location: replicable effect but unreliable measures (2 комм.)
[13.08.2020]
Authenticity Is Correlated With Mindfulness and Emotional Intelligence (2 комм.)
[07.08.2020]
Children's kinematic false memories (4 комм.)
[06.08.2020]
Beyond Self-Control: Mechanisms of Hedonic Goal Pursuit and Its Relevance for Well-Being (3 комм.)
[30.07.2020]
Idiosyncratic perception: a link between acuity, perceived position and apparent size (3 комм.)
[30.07.2020]
Personal and Organizational Higher Purpose: Survey Results (2 комм.)
[23.07.2020]
Neither an Optimist nor a Pessimist Be: Mistaken Expectations Lower Well-Being (2 комм.)
[16.07.2020]
Culture Is Associated With the Experience of Long-Term Self-Concept Changes (5 комм.)
[16.07.2020]
Working memory capacity predicts individual differences in social-distancing compliance during the COVID-19 pandemic in the United States (2 комм.)
[09.07.2020]
Intentional memory and online data collection: A test of the effects of animacy and threat on episodic memory (2 комм.)
[09.07.2020]
Why does perfectionism confer risk for depressive symptoms? A meta-analytic test of the mediating role of stress and social disconnection (2 комм.)
Блоги по категориям
Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Главная » 2011 » Август » 8 » "Rain man"
12:50
"Rain man"

«Человек дождя», «Карточный домик», «Восход Меркурия» — все эти фильмы объединяет общая особенность главных героев — аутизм. Название этого заболевания происходит от греческого слова autos — «сам» (след., аутизм — погружение в себя).

Понятие «аутизм» было впервые введено Э. Блейером в 1920 г. как симптом, сопровождающий тяжелые нарушения взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как «разобщенность человека с внешним миром».

Заболевание проявляет себя уже в раннем детстве. Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения ходьбе ребенок еще заметнее отклоняется от социальных норм: он редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети реже демонстрируют способность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией — например, могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

Их речь отличает «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого, только зрительный контакт он может выдержать лишь очень непродолжительно. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Симптомы, описанные выше,  сохраняются и у взрослых, пусть зачастую и в смягчённой форме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

У лиц с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или ограниченного поведения, которое по шкале Repetitive Behavior Scale-Revised (RBS-R) подразделяется на следующие категории:

  • Стереотипия — бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища).
  • Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом
  • Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример — сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство
  • Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду.
  • Ограниченное поведение — узкосфокусированное, при котором интерес человека или его активность, например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку.
  • Аутоагрессия – активность,  приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например, укусы самого себя.

Ни одна из разновидностей повторяющегося поведения не является специфичной для аутизма, однако только при аутизме повторяющееся поведение наблюдается часто и носит выраженный характер.

Наряду с перечисленными симптомами, для аутичных людей обычны тяжелые и частые вспышки гнева, которые могут быть вызваны тем, что они не способны сообщить о своих нуждах, или вмешательством кого-то в их ритуалы и обычный распорядок.

От 0,5 % до 10 % лиц с расстройствами аутистического спектра демонстрируют необычные способности, простирающиеся от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов, до чрезвычайно редких талантов, наблюдающихся при синдроме саванта.

Примерно в двух третях случаев наблюдаются отклонения в пищевом поведении, до такой степени заметные, что раньше этот признак считался диагностическим. Самой распространённой проблемой является избирательность в выборе блюд, однако также могут отмечаться ритуалы и отказ от еды;  

Аутизм входит в группу пяти первазивных расстройств развития (англ. pervasive developmental disorders, PDD), для которых характерны обширные отклонения в социальных взаимодействиях и коммуникации, а также узость интересов и явно повторяющееся поведение. Эти симптомы не подразумевают болезненности, хрупкости либо эмоциональных нарушений.  Из пяти первазивных расстройств, к аутизму по признакам и возможным причинам ближе всего синдром Аспергера (в качестве иллюстрации  - "Девушка, которая играла с огнем" Стига Ларссона -  Круг чтения); синдром Ретта и детское дезинтегративное расстройство.

Категория: Марафон недели | Просмотров: 1235 | Добавил: AMATEUR | Теги: замкнутость, погружение в себя, синдром Аспергера, синдром саванта, аутизм | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 22

0  
* 1 Nuta   (08.08.2011 14:50) [Материал]
Вспомнилась одна книга по теме, когда-то случайно попала в руки, Юханссон Ирис "Особое детство". Описывать своими словами не буду, потому что читала давно... Но крайне интересно - именно потому что изнутри описывается (по воспоминаниям). Сейчас ее кажется можно скачать - если нет, у меня есть пдф с отсканированными разворотами.
"В книге Ирис Юханссон мир ребенка-аутиста описан «изнутри», на собственном опыте. Однако этим уникальность истории Ирис не ограничивается. Это еще и история необыкновенного родительского опыта: отец Ирис, шведский крестьянин, без чьей-либо профессиональной помощи понял проблемы своей дочери. Благодаря его любви, вниманию и отзывчивости Ирис, бывшая ребенком с «глубокими нарушениями общения», сумела их преодолеть. Она стала психологом, консультирующим педагогов и родителей." - очень оптимистично:)

0  
* 2 No_cool   (08.08.2011 19:02) [Материал]
Ирис не единственная.

Темпл Грэндин, ставшая экспертом по поведению животных, доктором животноводства в Университете штата Колорадо и автором нескольких книг, является аутистом, достигшим высокого уровня функционирования в обществе. Ей посвящена глава в книге Оливера Сакса «Антрополог на Марсе».
Тито Раджарши Мукхопадхьяй - идийский писатель и поэт, с детства страдающий серьёзной формой аутизма. Уникален тем, что с помощью матери смог установить некоторый контакт с человеческим обществом и расширить понимание внутреннего мира человека, поражённого аутистическим расстройством.

0  
* 3 Nuta   (09.08.2011 03:56) [Материал]
Кстати подумалось мне, что у всех перечисленных с "высоким уровнем функционирования" есть одно свойство - им пришлось прикладывать гораздо больше усилий к тому чтобы научиться самым простым вещам, которые нам даются сами-собой. И почему у одних это желание выбраться включается, а у других нет - интересно. Кажется, это где-то за пределами поддающегося собственному сознательному влиянию. Невозможно заставить захотеть выбраться...
Выводы я делаю из того с каким упорством Ирис училась (ей в общем почти все давалось тяжело) - "респект и уважуха".
Еще, пока я читала, у меня возникла параллель с рассказом Р.Брэдбери, где ребенок случайно родился в другое измерение, то есть в нашем измерении он выглядел как пищащий кубик (или конус там был - не суть), а в другом измерении у родителей кубиков он был в виде человеческого малыша. И мне подумалось: а что если это люди тоже из другого измерения - они чувствуют, но иначе, они живут какой-то своей непонятной нам жизнью "и подо льдом течет вода"... Так и было в рассказах Ирис - когда она летала со своими воображаемыми друзьями, играла с ними в слова, которые можно было прятать за спиной или играть ими как светящимися шариками, слова и речь преращались в брызги, летали рядом с людьми... Ну и много того, что никак не вяжется с моими пятью органами чувств. То ли фантазия настолько яркая, что заслоняет реальность, то ли есть что-то такое, чем природа все-таки награждает взамен отнятого.

0  
Диалог №298

- хотел напомнить участникам форума, что мы уже касались симптома Аспергера, когда обсуждали в "круге чтения" книги Стига Ларсона (ссылка 1, ссылка 2). Тогда обсуждение вызвало большее оживление, может быть потому, что лёгкие степени дискоммуникаций легче примерять на себя?

0  
* 5 Nuta   (09.08.2011 12:31) [Материал]
Тут и правда непонятно как примерять. Либо оно есть - либо его нет:) Раз мы тут общаемся, ходим на группу, значит, это явно не про нас...

0  
- трудно согласиться с вами. Дело в том, что затруднения в коммуникации - количественный признак. Вы рассуждаете, исходя из того, что они либо есть, либо их нет. А эти затруднения могут носить парциальный характер, скажем, на группу человек ходит, а писать на сайте - не может (реальный случай). Или, допустим, сам человек говорит, а других совсем не слышит... Это псевдокоммуникации. Возможны ещё и другие варианты.

0  
* 8 Nuta   (09.08.2011 17:40) [Материал]
Диалог №301

У меня находятся случаи затруднений в коммуникации. Я могу только "отвечать", не могу создавать поводов для общения - то есть только в случае, если другой человек дает мне повод, я отвечаю. Еще, мне бывает гораздо проще выражать себя письменно - я часто боюсь разговаривать лично или по телефону, мне легче обойтись перепиской, она меня как бы оберегает.
Слишком долго не могу находиться в общении, потому что трудно не выпадать из разговора и еще потому что долго потом успокаиваюсь, в особо насыщенные моменты (когда кого-то очень рада видеть) начинает болеть голова или поднимается температура. После группы так я вообще спать иногда не могу - надолго "заряда" хватает.

А еще я часто бываю неуверена в том что говорю правду, мне кажется, что я вру (искажаю факты) и даже не замечаю этого и сама верю в эти искажения, когда нахожусь в диалоге. Я как хамелеон себя веду - пытаюсь подстроиться под другого и выдать ему такую картину, которая бы его устроила и сама же в нее верю. От этого у меня полный винегрет бывает в голове, когда я сама же придерживаюсь противоположных точек зрения - и это все искренне. Не понимаю, где правда: ведь человек не может одновременно придерживаться разных версий реальности, а я вот могу и переключаюсь между ними от случая к случаю. Я могу так сильно убедить себя, что не знаю где мое настоящее мнение.
От этого мне бывает неприятно - как будто начинаю принимать чужую форму при контакте и меня как жидкость переливают в склянки разных видов.

0  
То, о чём Вы пишете, похоже на "сбой калибровки" в общении. Я вижу выход в бихевиорально-когнитивной терапии (пробуем, фиксируем результат, ищем причины неудач, опять пробуем).
А Вы?

0  
* 10 Kaprizulya   (09.08.2011 23:35) [Материал]
Диалог №299

А у меня в классе мальчик учился -похож на аутиста, только, он здоровый, но общался все равно странно. Всегда на задней парте сидел. Накричать ни на кого не мог. Был очень умный, но ему четверки ставили, особенно по тем предметам, где устно отвечать надо, а не на бумаге пример решать, потому что думали, что он не уверен в ответе и т.п. Сейчас он - программист. Но в плане общения как-то не сильно изменился. Отвечает на инициативу, а сам редко когда с ней в общении выступает.
Вот тут в статье про аутизм. А если это, все-таки, не так сильно, но не так, как у большинства обычных людей, то это как назвать? Ну не хочется же чуть что, сразу навешивать ярлыки с названиями болезней....

0  
- это можно назвать "дискоммуникацией". Вы что же, только пишете, а то, что уже написано по теме, не читаете?

0  
* 19 Kaprizulya   (10.08.2011 23:50) [Материал]
Спасибо,что пояснили, так легче воспринимать тему.
А что касается написанного ранее, то я все читаю. А почему Вы думаете, что нет ? Что я странного написала?

0  
- Вы задали вопрос о названии ограниченных способностей к общению. А чуть выше, в том же альянсе, мы уже эту тему обсуждали. Вот я и решил, что Вы не читатель, а только писатель.

0  
Диалог №300

Я тоже периодически испытываю трудности в коммуникациях.
Думаю, связано это с тем, что между мной и собеседником чаще всего находится посредник в виде усвоенного (подсмотренного и скопированного) шаблона поведения. Иногда это хорошо - когда нужно просто проявить инициативу, а суть её некритична - тогда с первого взгляда могу производить впечатление очень контактного человека.
Впрочем, при увлечении какой-то идеей и обсуждении её с собеседником этот шаблон пропадает, и мы можем взаимодействовать напрямую какое-то время.
Когда же шаблоны "заканчиваются" (или применение их кажется неуместным), а общей идеи-связи нет (или она исчерпывает себя), замыкаюсь в себе, закрываюсь и отсиживаюсь.

Кстати, у героини трилогии Стига Ларссона, несмотря на общую замкнутость, не было проблем с предметными коммуникациями: она могла обсуждать интересующую её идею с кем угодно и как угодно долго. Беседы на бытовые темы её сильно напрягали, и она угрюмо молчала. Кажется, похожее поведение частично проявляется и у меня.

0  
"Когда же шаблоны "заканчиваются" (или применение их кажется неуместным), а общей идеи-связи нет (или она исчерпывает себя), замыкаюсь в себе, закрываюсь и отсиживаюсь. "

- каков же выход?

0  
"- каков же выход?"

"Вбирание шаблонов" (по Пёрлзу) - это интроекция. Это значит, что опыт коммуникаций не был усвоен. Есть только чужой, мозаичный. Выход - нарастить свой опыт (скорее всего, через опору на "непереваренные" шаблоны, с одной стороны, и их неизбежную модификацию, с другой). Т.е., свой опыт растить не с нуля, а на имеющейся "платформе".

0  
- у Вас уже есть практический опыт использования этих безусловно солидных теоретических конструктов?

0  
Есть небольшой. Двигаюсь в 2-х направлениях:
1 - пробую коммуницировать, как получается, пост-фактум пошагово разбирая ошибки (в т.ч. с аналитиком), а потом пытаюсь исправить их на практике;
2 - накапливаю теоретический материал об иных (отличных от моих) коммуникациях через фильмы и книги (через фильмы лучше усваиваю), в результате добавления новых знаний к имеющимся невольно образуются новые связи в понимании коммуникаций с тем или иным человеком. Как будто я сбиваю прежние настройки, слегка перетасовывая колоду. Как следствие - слегка меняется поведение в коммуникациях.

0  
- очень хорошо! А можете объяснить простым языком - как быть людям, у которых сходные проблемы?

0  
Мне кажется, самое важное тут регулярно ставить под сомнение принятый на веру (т.е., чужой) опыт, и проверять его самому. На практике люди оказываются совершенно другими, многие страхи не оправдываются. И очень важно не опускать руки, если какие-то моменты в расширении коммуникативного опыта будут болезненными - это обязательная составляющая развития.

Стоит спокойно анализировать свои коммуникации (наедине с собой, перед сном, например). Отмечать, что было хорошо, что плохо, чего бы хотелось достичь. И пытаться менять их в желаемую сторону. В основном, менять через своё поведение, конечно.

Психолог же тут поможет оценить ситуацию беспристрастно (самому бывает сложно абстрагироваться от шаблонов), а так же сделать первые шаги в непривычном, но желаемом стиле коммуникаций.


Всего комментариев: 22

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Виталий Леонидович Татко 2006-2020 | сайт "Элизиум теней"
Электронный ящик сайта: elisium-tenej@narod.ru