КОГДА ОСТАНЕШЬСЯ ЛИШЬ ТЫ...
КОУЧИНГ, КОНСАЛТИНГ ПО ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОТЕХНИКЕ
LIFESTYLE COACH
 
Содержание
Форма входа

Поиск
Статистика

Проверка тИЦ и PR

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мне нравится
Нравится
 
 
 
Блоги


[17.09.2020]
Changes in Therapeutic Alliance and in Social Inhibition as Mediators of the Effect of CBASP (3 комм.)
[17.09.2020]
The effect of practice test modality on perceived mental effort and delayed final test performance (4 комм.)
[10.09.2020]
Interdependence of Approach and Avoidance Goals in Romantic Couples Over Days and Months (3 комм.)
[10.09.2020]
The opposite of a transformation process. An exploration based on diagrams (3 комм.)
[03.09.2020]
Lights, camera, action: the role of editing and framing on the processing of filmed events (4 комм.)
[03.09.2020]
Machine learning uncovers the most robust self-report predictors of relationship quality across 43 longitudinal couples studies (2 комм.)
[28.08.2020]
Influence of individual differences in working memory on the continued influence effect of misinformation (5 комм.)
[27.08.2020]
Beyond the Emoticon: Are There Unintentional Cues of Emotion in Email? (2 комм.)
[20.08.2020]
Effects of walking on self-assessed health status: Links between walking, trip purposes and health (3 комм.)
[20.08.2020]
Attentional bias for negative expressions depends on previous target location: replicable effect but unreliable measures (2 комм.)
[13.08.2020]
Authenticity Is Correlated With Mindfulness and Emotional Intelligence (2 комм.)
[07.08.2020]
Children's kinematic false memories (4 комм.)
[06.08.2020]
Beyond Self-Control: Mechanisms of Hedonic Goal Pursuit and Its Relevance for Well-Being (3 комм.)
[30.07.2020]
Idiosyncratic perception: a link between acuity, perceived position and apparent size (3 комм.)
[30.07.2020]
Personal and Organizational Higher Purpose: Survey Results (2 комм.)
[23.07.2020]
Neither an Optimist nor a Pessimist Be: Mistaken Expectations Lower Well-Being (2 комм.)
[16.07.2020]
Culture Is Associated With the Experience of Long-Term Self-Concept Changes (5 комм.)
[16.07.2020]
Working memory capacity predicts individual differences in social-distancing compliance during the COVID-19 pandemic in the United States (2 комм.)
[09.07.2020]
Intentional memory and online data collection: A test of the effects of animacy and threat on episodic memory (2 комм.)
[09.07.2020]
Why does perfectionism confer risk for depressive symptoms? A meta-analytic test of the mediating role of stress and social disconnection (2 комм.)
Блоги по категориям
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Главная » 2011 » Май » 10 » Психодрама. Статья.
16:57
Психодрама. Статья.

 

Психодрама была основана Якобом Леви Морено, в начале 30-х годов  выдвинувшим требование о необходи­мости развития групповой терапии.  

Я слышу ваши голоса, трубящие не умолкая, На всех базарах торг идет о звездах. О, время деньги, пускаете вы слюни, Но я без сожаленья растрачиваю время С детьми, с невинным диким зверем. Ведь мое время сила, Ведь мое время счастье, Ведь мое время любовь (Я.Морено).

Он впервые использовал  драматические методики в качестве способа изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий.

 Целью групповой терапии Морено является  креативная революция.   Морено  пишет: «Завоевания XIX и XX веков должны быть до­полнены: если занятие бессознательным в XIX веке привело к появлению психоанализа и глубинной психо­логии, то задача подходящего к концу XX века состо­ит в том, чтобы привлечь внимание к вершинам кре­ативных возможностей человека, без развития кото­рых дальнейшее существование человека оказывается под вопросом». Ос­новная критика Морено касалась «психоаналитической ситуации»,   которая,  по его словам,   «такова,   что допускает анализ, но исключает действие...

Поэтому терапевтический метод Морено замыслен в ви­де триадической системы, включающей в себя группо­вую психотерапию, социометрию и психодраму.

Психодрама появилась в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене и получившего название "спонтанный театр". Морено обнаружил, что драма может служить терапевтическим целям и что психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения.

Психодрама   восходит   не    столько    к   современному, сколько  к древнему театру      театру мистерий,  теат­ральному   «действу»,   которое  предполагает  спонтанное проживание в коллективном действии и непосредствен­ное  переживание человеком реальных чувств,  мыслей, идей, своего восприятия мира в условном пространстве сцены.   При  этом   «драматическое»  понимается  в пси­ходраме  не  как театральность,   а  скорее  как ролевая гибкость, как воплощение идеи о том, что человек мо­жет пересматривать и переделывать события своей жиз­ни, как если бы они были драматическими ситуациями, а он — драматургом.

В процессе игры клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драмати­ческом действии значимые события своей жизни, разыг­рывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. При­чем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реор­ганизации старых установок и когнитивных паттернов и реализации соответствующих изменений поведения. Ис­следуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили,   осуществляется поиск и апробирование  более  конструктивных  моделей решения  про­блем.

Психодрама не предполагает воспроизведение только лишь прошлых событий. Большой терапевтический эф­фект, истинную глубину катарсиса дает проигрывание и проживание в условном пространстве драмы тех ролей, взаимодействий, событий внешней и внутренней реаль­ности, которым жизнь не позволила, не могла позволить и, возможно, никогда не позволит осуществиться

Исцеляющее воздействие психодрамы как группово­го метода во многом связано и с тем, что психологиче­ская правда клиента предъявляется им в ситуации за­щищенности от неудач и от эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, пробуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игры, включению мощных каналов эстетического. Все эти качества психодраматического действия способству­ют достижению личностной автономии и индивидуаль­ной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения.

Ролевая игра – это одно из основных понятий психодрамы. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни. Второе понятие – спонтанность – было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей. Он считал, что спонтанность – это тот ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. Понятие теле описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата – инсайта, нового понимания имеющейся проблемы.

Основные роли в психодраме – это режиссер, который является продюсером, терапевтом и аналитиком, протагонист, "вспомогательное Я" и аудитория. Психодрама начинается с разминки, переходит к фазе действия, во время которого протагонист организует представление, и заканчивается фазой последующего обсуждения, во время которого психодраматическое действие и возникшие в ходе его переживания обсуждаются всей группой.

Режиссер, у Рудестама,  использует различные методики для организации представления – такие, как монолог, двойник, обмен ролями и отображение, способствующие возникновению и поддержанию терапевтического процесса в психодраматической группе. Г.Лейтс  выделяет три основных психодраматических техники, используемых  в игре: «дублирование», «зеркало» и «обмен ролями».

Дублирование означает, что другой человек, так на­зываемое вспомогательное «Я», — обычно психодрамотерапевт или ко-терапевт — представляет себя в каче­стве дубля на месте главного действующего лица, на­зываемого в психодраме протагонистом, и выражает его чувства. Отрешившись от своих собственных потребно­стей, чувств и психологических представлений, дубль, словно доверяющая своему чутью мать, предается вчувствованию в протагониста и в его ситуацию. Он говорит то, чего протагонист в данной ситуации высказать не может или не осмеливается, и он так же не восприни­мается протагонистом в качестве «Ты», как и мать но­ворожденным.

Важным для практики психодрамы является тот при­мечательный факт, что протагонист, как правило, не оказывает сопротивления верным высказываниям дубля, который в отличие от остальных людей переживается как «Я», а не «Ты», но принимает их и развивает в соб­ственном монологе.

Отношение ребенка к своему зеркальному отражению в момент перехода от чисто внешнего восприятия к восприятию себя находит свои психодраматические параллели в технике «зеркало».

При использовании техники «зеркало» психодрама­тическая работа ведется не с реальным зеркалом, а с ко-терапевтом или с умелым участником группы. После тщательного наблюдения он, так сказать, зеркально изо­бражает клиента или пациента на сцене.

Технику «обмен ролями» можно проиллюстрировать примером практического использования психодрамы в семейной жизни: маленький Ганс не желает ложиться спать. Уговоры матери пробуждают у него упрямство. В ответ на это мать начинает ругаться. Ребенок плачет. В этот момент отец, знакомый с психодраматическими тех­никами, предлагает поменяться ролями. Маленький мальчик тут же превращается в уговаривающую, ругаю­щуюся мать, тогда как мать играет упрямого Ганса. Слез как не бывало.

Своим изобретением психодраматического обмена роля­ми Морено раскрыл ранее неизвестную глубинную сфе­ру межчеловеческой коммуникации. Он дал возможность взрослому человеку, прошедшему стадии дифференциа­ции между «Я» и «Ты» (то есть между «Я» и объектом) и речевого развития, так сказать, вернуться в область це­лостного и реального переживания, ни в малейшей сте­пени не подвергая угрозе результат этого развития — осознанность.

Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную особенность, как ролевые игры по принципу "здесь и сейчас". Этот подход имеет разнообразные приложения как к лечению, так и к личностному росту. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами».

Ролевая игра, театр импровизации и психодрама — это игра. Этот факт самым кардинальным образом отли­чает их от всех остальных методов терапии взрослых.

Благодаря особому бытию игры устраняются сопро­тивления терапии, откровенности, учебе, работе или от­дыху, которые часто можно наблюдать во всех тех слу­чаях человеческого поведения, когда игра отсутствует. Как правило, сопротивление создается одной из сторон личности. Игра же, наоборот, захватывает всего человека, причем настолько, что, по словам Шиллера, «он бы­вает вполне человеком лишь тогда, когда играет».


автор: Ольга Дмитриева, Институт сознания

Категория: Прочее | Просмотров: 1100 | Добавил: AMATEUR | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 1


Всего комментариев: 1

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Виталий Леонидович Татко 2006-2020 | сайт "Элизиум теней"
Электронный ящик сайта: elisium-tenej@narod.ru