КОГДА ОСТАНЕШЬСЯ ЛИШЬ ТЫ...
КОУЧИНГ, КОНСАЛТИНГ ПО ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОТЕХНИКЕ
LIFESTYLE COACH
 
Содержание
Форма входа

Поиск
Статистика

Проверка тИЦ и PR

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мне нравится
Нравится
 
 
 
Блоги


[17.09.2020]
Changes in Therapeutic Alliance and in Social Inhibition as Mediators of the Effect of CBASP (3 комм.)
[17.09.2020]
The effect of practice test modality on perceived mental effort and delayed final test performance (4 комм.)
[10.09.2020]
Interdependence of Approach and Avoidance Goals in Romantic Couples Over Days and Months (3 комм.)
[10.09.2020]
The opposite of a transformation process. An exploration based on diagrams (3 комм.)
[03.09.2020]
Lights, camera, action: the role of editing and framing on the processing of filmed events (4 комм.)
[03.09.2020]
Machine learning uncovers the most robust self-report predictors of relationship quality across 43 longitudinal couples studies (2 комм.)
[28.08.2020]
Influence of individual differences in working memory on the continued influence effect of misinformation (5 комм.)
[27.08.2020]
Beyond the Emoticon: Are There Unintentional Cues of Emotion in Email? (2 комм.)
[20.08.2020]
Effects of walking on self-assessed health status: Links between walking, trip purposes and health (3 комм.)
[20.08.2020]
Attentional bias for negative expressions depends on previous target location: replicable effect but unreliable measures (2 комм.)
[13.08.2020]
Authenticity Is Correlated With Mindfulness and Emotional Intelligence (2 комм.)
[07.08.2020]
Children's kinematic false memories (4 комм.)
[06.08.2020]
Beyond Self-Control: Mechanisms of Hedonic Goal Pursuit and Its Relevance for Well-Being (3 комм.)
[30.07.2020]
Idiosyncratic perception: a link between acuity, perceived position and apparent size (3 комм.)
[30.07.2020]
Personal and Organizational Higher Purpose: Survey Results (2 комм.)
[23.07.2020]
Neither an Optimist nor a Pessimist Be: Mistaken Expectations Lower Well-Being (2 комм.)
[16.07.2020]
Culture Is Associated With the Experience of Long-Term Self-Concept Changes (5 комм.)
[16.07.2020]
Working memory capacity predicts individual differences in social-distancing compliance during the COVID-19 pandemic in the United States (2 комм.)
[09.07.2020]
Intentional memory and online data collection: A test of the effects of animacy and threat on episodic memory (2 комм.)
[09.07.2020]
Why does perfectionism confer risk for depressive symptoms? A meta-analytic test of the mediating role of stress and social disconnection (2 комм.)
Блоги по категориям
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Главная » 2011 » Апрель » 21 » Парапсихология
12:49
Парапсихология
Интервью с Виталием Татко: «ВЕРУЮ, ПОТОМУ ЧТО АБСУРДНО» (C) "РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ" N 204 (1125) 26/10/96 10.00

Рецепт: Верую, потому что абсурдно НЛО, полтергейсты и даже приведения... Экстрасенсы, колдуны, контактеры... Интересующие обывателя аномальные явления, действа "профессионалов" от них породили даже новое направление научной (или якобы научной?) мысли - паранауку. Популярность ее растет потрясающими темпами, несмотря на агрессивный скептицизм традиционных ученых: как можно изучать то, чего нет, потому что не может быть никогда? Так что же такое паранаука вообще, почему она вдруг оказалась такой востребованной обществом? Беседа с Виталием ТАТКО, директором Института сознания, членом престижного Международного союза нейроэтологов, - попытка найти ответ на эти вопросы.

- Массовая культура на Западе тоже испытывает интерес к паранормальному: как к самому феномену, так и к реакции на него общественного сознания. В качестве причин популярности паранауки часто называют "конфликт веры и знания", реакцию на догматичность христианского мышления, вытеснение рационализмом всех иных форм миропонимания. Все это справедливо для Европы в целом. Интерес к паранормальному в России я бы объяснил еще и феноменом двойного стандарта сознания, эффектом смены кумиров, сопротивлением технологизации существования, реакцией на снятие ограничений и... отчаянием. Последнее очень типично для тех, кто ощутил на собственном опыте возможности сегодняшей бесплатной медицины. К тому же, наверное, рассказы о "чудесах" в медицине (а именно так и только так могли воспринимать рядовые граждане многие научные достижения) пробили брешь в стандартном материалистическом миропонимании задолго до паранормального бума. Дальше люди были просто последовательны, на уровне индивидуального сознания, допуская возможность чуда вообще.

- Это все, что могут сказать традиционные науки: психология, этология, наконец? - Бесспорно, сейчас психология, науки о поведении - в кризисе. Трудно сказать, есть ли тут какая-то связь, но его очередной виток совпал с ростом популярности паранауки. Видимо, это обстоятельство и явилось причиной расхожего мнения о том, что традиционная наука ничего не может дать в качестве объяснения парапсихологических феноменов. - А она может? - Кое-что. С точки зрения фактологии, постановки задачи и истории науки. Принято считать, что наука начинается с доказательства теоремы существования. Если это невозможно - с эксперимента. На самом деле, в обоих случаях - с принятия некоторых аксиом. Попытки исследовать паранормальные явления с использованием аксиом других наук дали какие-то странные результаты. Вероятно, здесь нужно искать свои аксиомы. Из истории науки о поведении известно, что именно люди, достигшие значительных успехов на ниве позитивистского подхода, Чарльз Шеррингтон или Джон Икклз, например, не были закрыты для восприятия паранормального. В России тоже есть пример - Наталья Петровна Бехтерева. Она предполагала даже книжку на эту тему опубликовать, хотя является автором ряда монографий, выдержанных в русле традиционной науки.

- Знаете ли вы примеры ухода профессионалов из традиционной науки в пара-? - Да. И многие сделали это искренне. Вы не замечали, что речевые огрехи, нарочитые неправильности речи часто позволяют себе люди, отлично владеющие языком? Мне кажется вечно актуальной для изощренного интеллекта формула Тертуллиана "Верую, потому что абсурдно". Философы предлагают различать эксплицитное знание - то, которое можно выразить словами, а значит, передать, научить ему, и имплицитное - внутреннее, непередаваемое. Практика любого человека, не только профессионала- исследователя, всегда полна того и другого. Поэтому я бы даже не стал обращение к паранауке оценивать как "переход". Есть, однако, у современного витка популярности паранауки аспект, который всерьез меня тревожит, - ее мнимая общедоступность. Мне студентка из МГУ однажды сказала, что если не сдаст экзамен - пойдет работать экстрасенсом так. Мысль о том, что очень неудобно заниматься диагностикой, не подозревая, где расположены основные органы тела и как они называются, ее, судя по всему, не посещала.

- Вернемся к высказанной вами мысли о кризисе нейронауки. В чем он проявляется? - Чисто профессиональную, научную "разборку" трогать не будем - это слишком специфическая тема. Но среди всем понятных критериев некредитоспособности нейронауки можно назвать упорное игнорирование ею феноменов, с которыми легко (слишком, хочется прибавить, легко) оперирует обыденное сознание. Чтобы не заслужить порицания читателей-ортодоксов, назовем эти феномены необычными (опять-таки с точки зрения официальной науки) проявлениями психического. Невозможность гарантированного повторения результата при определенных условиях опыта, на которую ссылаются при зачислении паранауки в псевдонауку, не может считаться веским на то основанием. Ведь некоторые атмосферные явления, как и исторические процессы, не могут быть, к счастью, воспроизведены по воле испытателя в удобное ему время. Все, что остается ученым, - ждать, наблюдать, описывать, оставаясь при этом вполне в рамках науки традиционной. Примерно так же обстоит дело и с психикой: есть легко воспроизводимые явления, по типу "свет - слюна", а есть и единичные события душевной жизни, воспроизвести которые сложно или невозможно: творческие озарения, например, или сумеречные состояния сознания. Очевидно, что психология, в идеале по крайней мере, тяготеет как к предмету изучения к явлениям второй группы: рефлексы вообще, а условные - в частности, резко теряют популярность, даже в нашей отдельно взятой стране. Таинственные явления душевной жизни как-то перевешивают интерес к "пищедобывательному поведению" (в теории, по крайней мере).

- Вы хотите сказать, что все дело в индивидуальном темпе развития каждой науки? - Бесспорно. Ведь "наблюдательная и собирательная" биология додарвиновского периода ничем не уступала искусству пасьянса, составлению гороскопов и вышиванию гладью. Метод же Чарльза Дарвина с большим трудом можно назвать статистическим (пользующийся таким почетом в современной экспериментальнй науке). Поэтому, будучи последовательным, нужно бы отказать в праве быть "научной" биологией и современной теории эволюции. Или противоположный пример - физиономистика. Возможностей для наведения статистики - тьма, а признания со стороны научного истеблишмента как-то не заметно. В астрологии, астропсихологии - то же самое. Мне кажется, суть проблемы в противоречии метода и объектов наблюдения. Многие сейчас справедливо связывают "европейское естествознание нового времени" с наблюдающимся разочарованием в возможностях науки вообще. Похоже, что ньютонианско-лейбницевская модель мироздания обнаружила границы своего применения. И самое важное, что при попытке исследования психики методами, оправдавшими себя в механике, игнорируется природа времени. Резюмировал бы я, с вашего позволения, наш разговор так. Ученые психологи должны бы быть открыты для исследования необычных явлений психики, тем более что внутренние противоречия традиционной науки давно уже не секрет и для широкой аудитории. Если наука не может объяснить (исследовать) "паранормальные" явления - эти чудеса, доступные наблюдению на бытовом уровне, возникает "паранаука". Что и произошло.
Категория: На злобу дня | Просмотров: 798 | Добавил: Vito | Теги: НЛО, рос. медицина, Парапсихология | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 10

0  
* 1 AMATEUR   (21.04.2011 13:31) [Материал]
Действительно, сейчас физиологические обоснования человеческой деятельности уже сдали позиции. Зато психология индивидуальности имеет шансы, вот только предмет исследования не так однозначен.

А еще текст позволил мне сформулировать суть сомнений, которые касались упомянутого как-то одним участником "расширения сознания". И перекликающиеся с темой "таланта и лени" (резюме # 56). Расширение сознания возможно для тех, кто это индивидуальное сознание имеет, кто изначально этому опыту открыт. А опыт этот не мейнстримовский, пачками расширивших свое сознание не выпускаем. Рассматриваю его в категории имплицитного знания и в этом меня убеждают прочитанные когда-то тексты Дзен.


0  
Из Вашего ответа я могу судить, что о возможностях расширения сознания индивида можно судить только по результатам приложенных им стараний для саморазвития.

Мне кажется, вопрос смысла приложения усилий неоднозначен. Может быть, кто-то скажет: у меня нет способности к расширению сознания, тогда я не буду стараться. Но, возможно, ответ неверен. Может быть, настоящая жизнь - только отрезок на большом пути, и без старания на этом этапе невозможен глобальный прорыв в следующих жизнях. Правда, я уже затронула тему паранормального.


0  
* 6 AMATEUR   (22.04.2011 17:47) [Материал]
Позвольте отметить, что комментарий оставленный вами чуть ниже (№ 4), свидетельствует о более тонком понимании темы. Здесь же (№ 5) вы приписываете мне какие-то иные смыслы, не содержащиеся в моем тексте. Вы видимо отвечаете на свой, внутренний вопрос.

Вито, кажется, меня понял. Я говорила о лабильности, вариативности и лояльности, которые проявляются у некоторых людей еще в детстве. Когда все интересно и все возможно, запретов нет, - есть предмет для изучения. Открытое сознание - характеристика не связанная со вторичным научением и наработкой. Учеба возможна в рамках развития интеллекта, расширения кругозора, но это иные структуры - не "open minded".


0  
Вы правы, я больше отвечала на свой внутренний вопрос, пребывая в сомнениях: существуют ли детекторы наличия "open minded" или таланта, позволяющие дать чёткий ответ на этот вопрос.

0  
- Спасибо! Несмотря на то, что интервью было опубликовано газетой, принадлежавшей Совету министров, столь внятных откликов я ещё не получал.

- Виталий Татко

0  
Согласна, что "расширение сознания" связано с изначальной готовностью к этому опыту.

В противном случае мы получаем мифологизирование паранормального, что активно используют нечистоплотные люди для наживы (например, "жёлтые" СМИ, "Битва экстрасенсов" на ТНТ, эзотерическая литература сомнительного толка).

Видимо, обыватель легко воспринимает паранормальное, т.к. оно похоже на то, что рассказывала бабушка в раннем детстве о выпавшем зубе, который унесёт мышка, и тогда зародится новый, крепкий зуб.

Судя по всему, тяга к паранормальному объясняется и информацией, заложенной в генетической памяти людей.
Источник информации мы имеем в раннем быте древних людей (см. "Золотую ветвь" Джеймса Фрезера), когда мир был ещё более непонятен.

Мне кажется, тенденции к лёгкому восприятию паранормального среди обывателей ещё будут сохраняться довольно долго. А из-за снижения % людей, придерживающихся традиционной религии, интерес к паранормальному будет только расти.

В данном случае я не имею ввиду исследователей - о них уже сказано в статье.


0  
Мне кажется, удобнее использовать категорию "open minded". Людям, "имплицитно обладающим" этим качеством не страшны ни "битвы экстрасенсов" в ТВ исполнении, ни совковые заморочки о мракобесии и недозволенности паранормального.

- Виталий Татко

0  
"Судя по всему, тяга к паранормальному объясняется и информацией, заложенной в генетической памяти людей."

- О! Расскажите, я ничего об этом не знаю.

- Виталий Татко

0  
Предполагаю, что один из способов выживания у древних людей осуществлялся обращением к высшим силам, что (по теории Дарвина) должно было отложиться в генетической памяти - как элемент выживания.
Но, возможно, вышеуказанное неверно, а, напротив, каждый человек, рождаясь, невольно обращает внимание на тайну жизни и смерти, что заставляет его снова и снова обращаться к паранормальному. Второе - продукт сознания.

0  
"Предполагаю, что один из способов выживания у древних людей осуществлялся обращением к высшим силам, что (по теории Дарвина) должно было отложиться в генетической памяти - как элемент выживания."

- то есть Вы полагаете, что шёл ( и идёт) дарвиновский отбор по линии упешности обращения к "высшим силам"?

- Виталий Татко


Всего комментариев: 10

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Виталий Леонидович Татко 2006-2020 | сайт "Элизиум теней"
Электронный ящик сайта: elisium-tenej@narod.ru