КОГДА ОСТАНЕШЬСЯ ЛИШЬ ТЫ...
КОУЧИНГ, КОНСАЛТИНГ ПО ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОТЕХНИКЕ
LIFESTYLE COACH
 
Содержание
Форма входа

Поиск
Статистика

Проверка тИЦ и PR

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мне нравится
Нравится
 
 
 
Блоги


[17.09.2020]
Changes in Therapeutic Alliance and in Social Inhibition as Mediators of the Effect of CBASP (3 комм.)
[17.09.2020]
The effect of practice test modality on perceived mental effort and delayed final test performance (4 комм.)
[10.09.2020]
Interdependence of Approach and Avoidance Goals in Romantic Couples Over Days and Months (3 комм.)
[10.09.2020]
The opposite of a transformation process. An exploration based on diagrams (3 комм.)
[03.09.2020]
Lights, camera, action: the role of editing and framing on the processing of filmed events (4 комм.)
[03.09.2020]
Machine learning uncovers the most robust self-report predictors of relationship quality across 43 longitudinal couples studies (2 комм.)
[28.08.2020]
Influence of individual differences in working memory on the continued influence effect of misinformation (5 комм.)
[27.08.2020]
Beyond the Emoticon: Are There Unintentional Cues of Emotion in Email? (2 комм.)
[20.08.2020]
Effects of walking on self-assessed health status: Links between walking, trip purposes and health (3 комм.)
[20.08.2020]
Attentional bias for negative expressions depends on previous target location: replicable effect but unreliable measures (2 комм.)
[13.08.2020]
Authenticity Is Correlated With Mindfulness and Emotional Intelligence (2 комм.)
[07.08.2020]
Children's kinematic false memories (4 комм.)
[06.08.2020]
Beyond Self-Control: Mechanisms of Hedonic Goal Pursuit and Its Relevance for Well-Being (3 комм.)
[30.07.2020]
Idiosyncratic perception: a link between acuity, perceived position and apparent size (3 комм.)
[30.07.2020]
Personal and Organizational Higher Purpose: Survey Results (2 комм.)
[23.07.2020]
Neither an Optimist nor a Pessimist Be: Mistaken Expectations Lower Well-Being (2 комм.)
[16.07.2020]
Culture Is Associated With the Experience of Long-Term Self-Concept Changes (5 комм.)
[16.07.2020]
Working memory capacity predicts individual differences in social-distancing compliance during the COVID-19 pandemic in the United States (2 комм.)
[09.07.2020]
Intentional memory and online data collection: A test of the effects of animacy and threat on episodic memory (2 комм.)
[09.07.2020]
Why does perfectionism confer risk for depressive symptoms? A meta-analytic test of the mediating role of stress and social disconnection (2 комм.)
Блоги по категориям
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Главная » 2011 » Июль » 11 » Критичность
16:31
Критичность

КРИТИЧНОСТЬ

(греч. kritike - искусство разбирать, судить).

1. Одно из свойств нормальной психической деятельности, способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке [Рубинштейн С.Л., 1958; Теплов Б.М., 1946]. По Б.В. Зейгарник [1986], К. состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. Некритичность мышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами (См. Блейхера-Худика методика исследования критичности мышления).

2. Критичность (вернее, некритичностъ) в отношении своих болезненных переживаний - бреда, галлюцинаций, - отсутствие понимания происходящего. Такая некритичность наблюдается и при грубых органических поражениях лобных отделов головного мозга. Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения к своему состоянию у психически больных, анозогнозии.

Соответственно, -  это личностная функция, позволяющая давать личностную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пределами личности, так и происходящему внутри личности (собственным отношениям к ценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственного понимания смысла происходящего.


Что такое критическое мышление?

 

Никто не может похвастаться тем, что  всегда действует чисто объективно и рационально.  Мы сплетничаем, хвастаемся, преувеличиваем, и увиливаем. Я «всего лишь человек" говорим мы, чтобы оправдать наши поступки,  решения или поддержать веру во что-либо. В процессе удовлетворения нашего эго, тем не менее, мы часто можем отказать себе в интеллектуальном росте и новых возможностях. Мы не всегда хотим применить навыки критического мышления, но мы должны иметь эти навыки, для того, чтобы   использовать их в случае необходимости.

Критическое мышление  относится к мышлению высокого уровня. Это способ принятия решения,  утверждение истинного и ложного.  Истоки критического мышления можно проследить в сократовском методе и в буддийской  Абхидхарме. Термин критическое мышление был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его критическому рационализму научные теории могут и должны рационально критиковаться, и если они имеют эмпирическое содержание, то должны быть подвергнуты эксперименту, который может опровергнуть их. Таким образом, знания являются научными тогда и только тогда, когда они потенциально опровержимы. Если знание потенциально опровержимо, имеет значение, опровергнуто оно или нет.

 

Критическое мышление включает в себя сложное сочетание навыков:

1. Рациональность

Когда мы критически

  • полагаемся на разум, а не эмоции,
  • требуем  доказательств, игнорируя домыслы
  • обеспокоены  поиском лучшего объяснения

2. Самосознание

Когда мы

  • взвешиваем  и учитываем влияние на наше решение наших внутренних мотивов
  • признаем  свои собственные заблуждения,  предрассудки, предубеждения или точку зрения.

3. Честность

Мы думаем критически, когда мы признаем наши  эмоциональные импульсы, эгоистические побуждения, гнусные цели  или другие виды самообмана.

4. Непредубежденность

Когда мы

  • оцениваем  все разумные выводы
  • рассматриваем  множество возможных точек зрения или перспективы
  • остаемся открытыми  для альтернативных интерпретаций
  • принимаем  новое объяснение, модель или парадигму, поскольку она объясняет доказательства лучше, проще, и имеет меньше несоответствий или покрывает больше данных
  • принимаем  новые приоритеты в ответ на переоценку доказательств или переоценку наших реальных интересов,
  • а не отвергаем непопулярные решения под давлением  стереотипов

5. Дисциплина

Когда мы критически

  • точны, дотошны, всесторонни  и исчерпывающи
  • противостоим  манипуляциям  и иррациональным апелляциям, а также
  • избегаем  поспешных  суждений.

6. Решение

Когда мы

  • признаем  значимость и / или заслугу альтернативных предположений и перспектив
  • признаем  масштаб и вес доказательств

В итоге,

  • Критические мыслители  являются по своей природе скептиками. Они подходят к исследованиям  с привычным  скептицизмом и подозрением.
  • Критические мыслители активны, а не пассивны. Они задают вопросы и анализируют. Они сознательно применяют  тактику и стратегию, чтобы раскрыть смысл темы и обеспечить ее понимание.
  • Критические мыслители не принимают эгоистического взгляда на мир. Они открыты для новых идей и перспектив. Они готовы бросить вызов своим убеждениям и исследовать конкурирующие доказательства.

Некритичные мыслители  культивируют упрощенный взгляд на мир.

  • Они видят вещи в черно-белом цвете, не признавая возможного  разнообразия.
  • Они отвечают на вопросы  "да" или "нет", без тонкостей.
  • Они не видят связи и сложности.
  • Они не признают связанных элементов.

Некритичность мышления обратная сторона медали  эгоистического взгляда на мир:

  • Они принимают  как актуальные только свои  данные
  • Они принимают свою собственную точку зрения как единственно разумную
  • Они рассматривают свою цель, как единственно верную

 

 

Нарушение критичности мышления

Мыслительная деятельность требует, помимо ориентировки в условиях задачи, выполнения логических операций, еще и сличения полученных конечного и промежуточных результатов с прогнозируемой целью. Другими словами, в структуру мышления входят действия контроля. Поэтому нарушения мышления могут возникнуть из-за того, что выпадает контроль за мыслительными действиями и коррекция допущенных ошибок. Такой вид нарушения мышления характеризуется как нарушение критичности мышления.

Критичность мышления рассматривалась в психологии только в общем плане. С. Л. Рубинштейн считала, что возможность осознать свою ошибку является привилегией мысли, так как только в мышлении субъект сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, и следовательно, в случае их несоответствия может выявить ошибку. Б. М. Теплов рассматривал критичность мышления как одно из качеств ума. Он определял критичность как умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.

В психопатологии о критичности и ее нарушениях говорят в плане отношения больного к своей психопатологической симптоматике (бреду, галлюцинациям, других болезненным проявлениям).

Патопсихологическому экспериментальному анализу был подвергнут тот тип критичности, который состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

При выполнении различных экспериментальных заданий у некоторых больных обнаруживается особая группа ошибок, которую можно охарактеризовать как бездумную манипуляцию предметами. Например, при выполнении классификации предметов больные могут, не вслушавшись в инструкцию, начать раскладку карточек, совершенно не проверяя себя. Они могут создавать совершенно разнородные, неадекватные по содержанию группы только на основании того, что одни карточки лежат с краю, а другие — посередине стола. При этом вмешательство экспериментатора и указание на необходимость собирать карточки, чтобы они подходили друг другу по смыслу, приводит к тому, что больные справляются с заданием правильно.

Такое безразличное отношение к своим ошибкам при потенциальной возможности их коррекции выявляется при выполнении практически всех экспериментальных заданий (составлении рассказа по сериям сюжетных картинок, толковании смысла пословиц и поговорок и др.). Несмотря на то, что больные могут осмыслить содержание басни, условный смысл инструкции, переносный смысл пословицы, вычленить обобщенный признак, они могут допустить грубейшие ошибки и действовать не в соответствии с инструкцией, не придавая этому значения.

Критичность же больных проявлялась по-разному: одни больные сами исправляли свои ошибки, другие делали это только под «нажимом» экспериментатора, третьи упорно отстаивали свои решения. Причем коррекции в основном не поддавались ошибки, связанные с разноплановостью суждений, т. е. с нарушением мотивационного компонента мышления.

В исследовании И. И. Кожуховской был также проанализирован вопрос о влиянии оценки экспериментатора на критическое отношение больных к продукту своей деятельности. Замечания экспериментатора по-разному отражались на отношении испытуемых к работе. Больные эпилепсией чрезвычайно остро переживали свои неправильные ответы и ошибки, однако оценить качество своего решения они были не в состоянии. Болезненная реакция, скорее, была связана с самим фактом негативной оценки их деятельности экспериментатором, чем с содержанием ответа. У больных шизофренией, в клинической картине которых преобладали симптомы вялости, безучастия, отмечалось безразличное отношение к проверке и оценке их деятельности экспериментатором, у них не возникала установка на исправление ошибок. Это объясняется нарушением мотивации мышления данной категории больных.

Таким образом, можно прийти к выводу, что нарушение мышления по существу выходит за пределы нарушений познавательных процессов и должно рассматриваться как невозможность осознать и оценить свое поведение в целом, т.е. как некритичность к своей личности, как следствие нарушения подконтрольности поведения в широком смысле слова.

 

Текст составлен Дмитриевой Ольгой, по материалам:

Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Основы клинической психологии (2003 г.)

http://www.criticalreading.com/critical_thinking.htm

http://en.wikipedia.org/

Категория: Марафон недели | Просмотров: 4249 | Добавил: AMATEUR | Теги: критичность, мышление | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 13

0  
* 1 AMATEUR   (12.07.2011 10:24) [Материал]
Пожалуй, можно признаться, но как минимум в 80% случаев, мы не критичны. И самые частые причины состоят в потакании ЭГО-истическим импульсам. Это потворство излишней эмоциональности, скрытие (от себя же) собственных мотивов, сопротивление в попытках "сохранить себя" (поддержать свою самооценку на должном уровне).
Это что касается моего взгляда на причинность. Хотелось бы услышать "представителя транспортного цеха".

0  
* 2 AMATEUR   (12.07.2011 10:26) [Материал]
Я бы предложила к рассмотрению вопрос о негативной симптоматике, выдающей себя за критичность.

0  
* 3 Nuta   (12.07.2011 12:38) [Материал]
Имеется ввиду когда критичность направлена на окружающее, минуя себя?

0  
* 7 AMATEUR   (12.07.2011 16:19) [Материал]
Вроде того.

Вспомните хотя бы "человека-волка", о котором мы говорили на группе.

Один из примеров (для тех, кто испытывает сложности):
- Вениамин, ты нагадил мне на ботинок! Да как же так можно-то...
- А! Это я, значит, плохой! А ты вспомни, сколько я от тебя натерпелся в 19...

0  
- чудный вопрос Нюта задала: как быть, если в своём глазу бревна не видим? А в науке то у нас всё в порядке...в смысле соринки.

0  
Моя некритичность, пожалуй, прогнозирована.
Если собраны в результате продолжительного опыта знания о предмете суждения, то могу на них опереться в той или иной степени, чтобы составить суждение. Хуже дело обстоит с гипотезами (а т.ж. с объектами, о которых пока довольно мало информации): часто кажется, что они подвешены между небом и землёй, а потому их проверка представляется делом совершенно невозможным. Кажется, дело тут в недоверии к себе и дисф.мыслях типа "не получится". Некритичность тогда питается фантазией и мифами, логика в таких случаях не работает. И тогда и тигр бывает с головой совы в жизни и прочие "чудеса".

0  
Только люди с очень высоким уровнем критичности пишут такие тексты. И наоборот, те, у кого реальные проблемы с критичностью - никогда.

Браво!

0  
* 8 AMATEUR   (12.07.2011 16:20) [Материал]
А если критично настроенные в отношении себя люди, пишут такие тексты, но не публикуют их?

0  
Тоже браво!

Если критичность есть, всё в порядке.Пишешь- не пишешь, это для популярности важно. А для критичности - нет. Худо, когда результативность нулевая, а самооценка - растёт!

0  
* 10 Nuta   (12.07.2011 17:39) [Материал]
Тогда я лучше про критичность к себе (все-таки эта статья больше об этом).
У меня бывает так, что я готова быстренько "выкинуть" свое мнение или воспринять чужую оценку не перепроверяя, потому что мне кажется, что "свое" может содержать ошибку - надо только покопаться, а другие они лучше знают (правда не все другие, а значимые люди). То есть свое мне кажется слишком слабым - я его готова в любой момент пропустить через мясорубку по "указанию сверху".
У меня были случаи некритичности, когда я влюблялась и вся информация от человека проходила только "по зеленому коридору", минуя рамочку. Оказывается это свойство было замечено и человек уже с любопытством выяснял где границы, т.е. ставил почти эксперименты, границ не находя. Ну а когда эмоции уходят - критичность возвращается, оказывается это закономерно.

0  
Точно! Это называется парциальная критичность. А вопрос о соотношении эмоций и критичности - особая статья!

0  
* 12 Kaprizulya   (19.07.2011 00:51) [Материал]
Статья нормальная, но не понятно, что нормой считается.
Мне всегда казалось, что критичность - это только часть. Еще и эмоциям надо придавать значение. То есть я никогда не хотела бы быть человеком- сухарем. Слишком критичные люди мне такими кажутся.

И, если мы полагаемся на разум, то всегда ли это хорошо? А как же эмоциональный интеллект? Есть ведь такое понятие.

0  
Мы договорились оценивать статьи аргументированно. Оценки, "взятые с потолка" ведут к понижению рейтинга авторов.

Критичность не противопоставляется эмоциям. Критичность - это способность делать скидку на эмоции при принятии решений.

"Эмоциональный интеллект" не освобождает от ответственности за принятые решения. Обсуждению ЭИ можно посвятить следующий марафон.


Всего комментариев: 13

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Виталий Леонидович Татко 2006-2020 | сайт "Элизиум теней"
Электронный ящик сайта: elisium-tenej@narod.ru