КОГДА ОСТАНЕШЬСЯ ЛИШЬ ТЫ...
КОУЧИНГ, КОНСАЛТИНГ ПО ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОТЕХНИКЕ
LIFESTYLE COACH
 
Содержание
Форма входа

Поиск
Статистика

Проверка тИЦ и PR

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мне нравится
Нравится
 
 
 
Блоги


[05.12.2019]
Game Face Expressions and Performance on Competitive Tasks (1 комм.)
[05.12.2019]
The Representation of Semantic Information Across Human Cerebral Cortex During Listening Versus Reading Is Invariant to Stimulus Modality (4 комм.)
[28.11.2019]
Can Ethics be Taught? Evidence from Securities Exams and Investment Adviser Misconduct (3 комм.)
[28.11.2019]
Fear in dreams and in wakefulness: Evidence for day/night affective homeostasis (4 комм.)
[21.11.2019]
The inflammatory cascade and cognitive outcome in a transdiagnostic cohort (1 комм.)
[21.11.2019]
Finding Friend and Foe in Multi-Agent Games (3 комм.)
[17.11.2019]
Overanxious and underslept (3 комм.)
[14.11.2019]
When and How Video Games Can Be Good: A Review of the Positive Effects of Video Games on Well-Being (2 комм.)
[07.11.2019]
A Randomized Controlled Trial of Metacognitive Therapy for Depression: Analysis of 1-Year Follow-Up (2 комм.)
[07.11.2019]
Nipping Temptation in the Bud: Examining Strategic Self-Control in Daily Life (1 комм.)
[31.10.2019]
Scarcity disrupts the neural encoding of Black faces: A socioperceptual pathway to discrimination (3 комм.)
[31.10.2019]
Personality differences as predictors of action-goal relationships in work-email activity (3 комм.)
[24.10.2019]
Not Learning from Failure—the Greatest Failure of All (2 комм.)
[24.10.2019]
A crash in visual processing: Interference between feedforward and feedback of successive targets limits detection and categorization (2 комм.)
[17.10.2019]
A brief diet intervention can reduce symptoms of depression in young adults – A randomised controlled trial (2 комм.)
[17.10.2019]
Wait for it…performance anticipation reduces recognition memory (3 комм.)
[10.10.2019]
“I must have slipped through the cracks somehow”: An examination of coping with perceived impostorism and the role of social support (2 комм.)
[10.10.2019]
Predicting Exercise With a Personality Facet: Planfulness and Goal Achievement (2 комм.)
[03.10.2019]
Is beauty a premium? A study of the physical attractiveness effect in service encounters (1 комм.)
[03.10.2019]
The paradox of relaxation training: Relaxation induced anxiety and mediation effects of negative contrast sensitivity in generalized anxiety (2 комм.)
Блоги по категориям
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Главная » 2011 » Июль » 11 » Критичность
16:31
Критичность

КРИТИЧНОСТЬ

(греч. kritike - искусство разбирать, судить).

1. Одно из свойств нормальной психической деятельности, способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке [Рубинштейн С.Л., 1958; Теплов Б.М., 1946]. По Б.В. Зейгарник [1986], К. состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. Некритичность мышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами (См. Блейхера-Худика методика исследования критичности мышления).

2. Критичность (вернее, некритичностъ) в отношении своих болезненных переживаний - бреда, галлюцинаций, - отсутствие понимания происходящего. Такая некритичность наблюдается и при грубых органических поражениях лобных отделов головного мозга. Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения к своему состоянию у психически больных, анозогнозии.

Соответственно, -  это личностная функция, позволяющая давать личностную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пределами личности, так и происходящему внутри личности (собственным отношениям к ценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственного понимания смысла происходящего.


Что такое критическое мышление?

 

Никто не может похвастаться тем, что  всегда действует чисто объективно и рационально.  Мы сплетничаем, хвастаемся, преувеличиваем, и увиливаем. Я «всего лишь человек" говорим мы, чтобы оправдать наши поступки,  решения или поддержать веру во что-либо. В процессе удовлетворения нашего эго, тем не менее, мы часто можем отказать себе в интеллектуальном росте и новых возможностях. Мы не всегда хотим применить навыки критического мышления, но мы должны иметь эти навыки, для того, чтобы   использовать их в случае необходимости.

Критическое мышление  относится к мышлению высокого уровня. Это способ принятия решения,  утверждение истинного и ложного.  Истоки критического мышления можно проследить в сократовском методе и в буддийской  Абхидхарме. Термин критическое мышление был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его критическому рационализму научные теории могут и должны рационально критиковаться, и если они имеют эмпирическое содержание, то должны быть подвергнуты эксперименту, который может опровергнуть их. Таким образом, знания являются научными тогда и только тогда, когда они потенциально опровержимы. Если знание потенциально опровержимо, имеет значение, опровергнуто оно или нет.

 

Критическое мышление включает в себя сложное сочетание навыков:

1. Рациональность

Когда мы критически

  • полагаемся на разум, а не эмоции,
  • требуем  доказательств, игнорируя домыслы
  • обеспокоены  поиском лучшего объяснения

2. Самосознание

Когда мы

  • взвешиваем  и учитываем влияние на наше решение наших внутренних мотивов
  • признаем  свои собственные заблуждения,  предрассудки, предубеждения или точку зрения.

3. Честность

Мы думаем критически, когда мы признаем наши  эмоциональные импульсы, эгоистические побуждения, гнусные цели  или другие виды самообмана.

4. Непредубежденность

Когда мы

  • оцениваем  все разумные выводы
  • рассматриваем  множество возможных точек зрения или перспективы
  • остаемся открытыми  для альтернативных интерпретаций
  • принимаем  новое объяснение, модель или парадигму, поскольку она объясняет доказательства лучше, проще, и имеет меньше несоответствий или покрывает больше данных
  • принимаем  новые приоритеты в ответ на переоценку доказательств или переоценку наших реальных интересов,
  • а не отвергаем непопулярные решения под давлением  стереотипов

5. Дисциплина

Когда мы критически

  • точны, дотошны, всесторонни  и исчерпывающи
  • противостоим  манипуляциям  и иррациональным апелляциям, а также
  • избегаем  поспешных  суждений.

6. Решение

Когда мы

  • признаем  значимость и / или заслугу альтернативных предположений и перспектив
  • признаем  масштаб и вес доказательств

В итоге,

  • Критические мыслители  являются по своей природе скептиками. Они подходят к исследованиям  с привычным  скептицизмом и подозрением.
  • Критические мыслители активны, а не пассивны. Они задают вопросы и анализируют. Они сознательно применяют  тактику и стратегию, чтобы раскрыть смысл темы и обеспечить ее понимание.
  • Критические мыслители не принимают эгоистического взгляда на мир. Они открыты для новых идей и перспектив. Они готовы бросить вызов своим убеждениям и исследовать конкурирующие доказательства.

Некритичные мыслители  культивируют упрощенный взгляд на мир.

  • Они видят вещи в черно-белом цвете, не признавая возможного  разнообразия.
  • Они отвечают на вопросы  "да" или "нет", без тонкостей.
  • Они не видят связи и сложности.
  • Они не признают связанных элементов.

Некритичность мышления обратная сторона медали  эгоистического взгляда на мир:

  • Они принимают  как актуальные только свои  данные
  • Они принимают свою собственную точку зрения как единственно разумную
  • Они рассматривают свою цель, как единственно верную

 

 

Нарушение критичности мышления

Мыслительная деятельность требует, помимо ориентировки в условиях задачи, выполнения логических операций, еще и сличения полученных конечного и промежуточных результатов с прогнозируемой целью. Другими словами, в структуру мышления входят действия контроля. Поэтому нарушения мышления могут возникнуть из-за того, что выпадает контроль за мыслительными действиями и коррекция допущенных ошибок. Такой вид нарушения мышления характеризуется как нарушение критичности мышления.

Критичность мышления рассматривалась в психологии только в общем плане. С. Л. Рубинштейн считала, что возможность осознать свою ошибку является привилегией мысли, так как только в мышлении субъект сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, и следовательно, в случае их несоответствия может выявить ошибку. Б. М. Теплов рассматривал критичность мышления как одно из качеств ума. Он определял критичность как умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.

В психопатологии о критичности и ее нарушениях говорят в плане отношения больного к своей психопатологической симптоматике (бреду, галлюцинациям, других болезненным проявлениям).

Патопсихологическому экспериментальному анализу был подвергнут тот тип критичности, который состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

При выполнении различных экспериментальных заданий у некоторых больных обнаруживается особая группа ошибок, которую можно охарактеризовать как бездумную манипуляцию предметами. Например, при выполнении классификации предметов больные могут, не вслушавшись в инструкцию, начать раскладку карточек, совершенно не проверяя себя. Они могут создавать совершенно разнородные, неадекватные по содержанию группы только на основании того, что одни карточки лежат с краю, а другие — посередине стола. При этом вмешательство экспериментатора и указание на необходимость собирать карточки, чтобы они подходили друг другу по смыслу, приводит к тому, что больные справляются с заданием правильно.

Такое безразличное отношение к своим ошибкам при потенциальной возможности их коррекции выявляется при выполнении практически всех экспериментальных заданий (составлении рассказа по сериям сюжетных картинок, толковании смысла пословиц и поговорок и др.). Несмотря на то, что больные могут осмыслить содержание басни, условный смысл инструкции, переносный смысл пословицы, вычленить обобщенный признак, они могут допустить грубейшие ошибки и действовать не в соответствии с инструкцией, не придавая этому значения.

Критичность же больных проявлялась по-разному: одни больные сами исправляли свои ошибки, другие делали это только под «нажимом» экспериментатора, третьи упорно отстаивали свои решения. Причем коррекции в основном не поддавались ошибки, связанные с разноплановостью суждений, т. е. с нарушением мотивационного компонента мышления.

В исследовании И. И. Кожуховской был также проанализирован вопрос о влиянии оценки экспериментатора на критическое отношение больных к продукту своей деятельности. Замечания экспериментатора по-разному отражались на отношении испытуемых к работе. Больные эпилепсией чрезвычайно остро переживали свои неправильные ответы и ошибки, однако оценить качество своего решения они были не в состоянии. Болезненная реакция, скорее, была связана с самим фактом негативной оценки их деятельности экспериментатором, чем с содержанием ответа. У больных шизофренией, в клинической картине которых преобладали симптомы вялости, безучастия, отмечалось безразличное отношение к проверке и оценке их деятельности экспериментатором, у них не возникала установка на исправление ошибок. Это объясняется нарушением мотивации мышления данной категории больных.

Таким образом, можно прийти к выводу, что нарушение мышления по существу выходит за пределы нарушений познавательных процессов и должно рассматриваться как невозможность осознать и оценить свое поведение в целом, т.е. как некритичность к своей личности, как следствие нарушения подконтрольности поведения в широком смысле слова.

 

Текст составлен Дмитриевой Ольгой, по материалам:

Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Основы клинической психологии (2003 г.)

http://www.criticalreading.com/critical_thinking.htm

http://en.wikipedia.org/

Категория: Марафон недели | Просмотров: 4004 | Добавил: AMATEUR | Теги: критичность, мышление | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 13

0  
* 1 AMATEUR   (12.07.2011 10:24) [Материал]
Пожалуй, можно признаться, но как минимум в 80% случаев, мы не критичны. И самые частые причины состоят в потакании ЭГО-истическим импульсам. Это потворство излишней эмоциональности, скрытие (от себя же) собственных мотивов, сопротивление в попытках "сохранить себя" (поддержать свою самооценку на должном уровне).
Это что касается моего взгляда на причинность. Хотелось бы услышать "представителя транспортного цеха".

0  
* 2 AMATEUR   (12.07.2011 10:26) [Материал]
Я бы предложила к рассмотрению вопрос о негативной симптоматике, выдающей себя за критичность.

0  
* 3 Nuta   (12.07.2011 12:38) [Материал]
Имеется ввиду когда критичность направлена на окружающее, минуя себя?

0  
* 7 AMATEUR   (12.07.2011 16:19) [Материал]
Вроде того.

Вспомните хотя бы "человека-волка", о котором мы говорили на группе.

Один из примеров (для тех, кто испытывает сложности):
- Вениамин, ты нагадил мне на ботинок! Да как же так можно-то...
- А! Это я, значит, плохой! А ты вспомни, сколько я от тебя натерпелся в 19...

0  
- чудный вопрос Нюта задала: как быть, если в своём глазу бревна не видим? А в науке то у нас всё в порядке...в смысле соринки.

0  
Моя некритичность, пожалуй, прогнозирована.
Если собраны в результате продолжительного опыта знания о предмете суждения, то могу на них опереться в той или иной степени, чтобы составить суждение. Хуже дело обстоит с гипотезами (а т.ж. с объектами, о которых пока довольно мало информации): часто кажется, что они подвешены между небом и землёй, а потому их проверка представляется делом совершенно невозможным. Кажется, дело тут в недоверии к себе и дисф.мыслях типа "не получится". Некритичность тогда питается фантазией и мифами, логика в таких случаях не работает. И тогда и тигр бывает с головой совы в жизни и прочие "чудеса".

0  
Только люди с очень высоким уровнем критичности пишут такие тексты. И наоборот, те, у кого реальные проблемы с критичностью - никогда.

Браво!

0  
* 8 AMATEUR   (12.07.2011 16:20) [Материал]
А если критично настроенные в отношении себя люди, пишут такие тексты, но не публикуют их?

0  
Тоже браво!

Если критичность есть, всё в порядке.Пишешь- не пишешь, это для популярности важно. А для критичности - нет. Худо, когда результативность нулевая, а самооценка - растёт!

0  
* 10 Nuta   (12.07.2011 17:39) [Материал]
Тогда я лучше про критичность к себе (все-таки эта статья больше об этом).
У меня бывает так, что я готова быстренько "выкинуть" свое мнение или воспринять чужую оценку не перепроверяя, потому что мне кажется, что "свое" может содержать ошибку - надо только покопаться, а другие они лучше знают (правда не все другие, а значимые люди). То есть свое мне кажется слишком слабым - я его готова в любой момент пропустить через мясорубку по "указанию сверху".
У меня были случаи некритичности, когда я влюблялась и вся информация от человека проходила только "по зеленому коридору", минуя рамочку. Оказывается это свойство было замечено и человек уже с любопытством выяснял где границы, т.е. ставил почти эксперименты, границ не находя. Ну а когда эмоции уходят - критичность возвращается, оказывается это закономерно.

0  
Точно! Это называется парциальная критичность. А вопрос о соотношении эмоций и критичности - особая статья!

0  
* 12 Kaprizulya   (19.07.2011 00:51) [Материал]
Статья нормальная, но не понятно, что нормой считается.
Мне всегда казалось, что критичность - это только часть. Еще и эмоциям надо придавать значение. То есть я никогда не хотела бы быть человеком- сухарем. Слишком критичные люди мне такими кажутся.

И, если мы полагаемся на разум, то всегда ли это хорошо? А как же эмоциональный интеллект? Есть ведь такое понятие.

0  
Мы договорились оценивать статьи аргументированно. Оценки, "взятые с потолка" ведут к понижению рейтинга авторов.

Критичность не противопоставляется эмоциям. Критичность - это способность делать скидку на эмоции при принятии решений.

"Эмоциональный интеллект" не освобождает от ответственности за принятые решения. Обсуждению ЭИ можно посвятить следующий марафон.


Всего комментариев: 13

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © Виталий Леонидович Татко 2006-2019 | сайт "Элизиум теней"
Электронный ящик сайта: elisium-tenej@narod.ru